Лига чемпионов УЕФАГригорий Иванов: «Хочется выйти в элитный раунд с первого места»Лига чемпионов УЕФАЛига чемпионов-2021/22. Основной раунд. День 2. LIVE!Лига чемпионов УЕФАФедір Пилипів: «Вболівальники «Урагану» – це шостий гравець команди»ПортугалияПортугалия-2021/22. Лучшие голы 4-го тураФутзал в миреКакау может возглавить сборную ИранаПольшаЭкстракласа-2021/22. Тур 7. Победные голы Максима Паутяка и Виталия КолесникаЧемпионат мираРефери из Кыргызстана Нурдин Букуев установил рекорд чемпионатов мираРоссияАрнольд Кнауб: «О несостоявшемся переезде в Бундеслигу ничуть не жалею»Сборная УкраиныІрина Дубицька: «Збірна Фінляндія на турнірі Lviv Freedom Cup-2020 і зараз приблизно на тому самому рівні»БеларусьПремьер-лига-2021/22. Тур 6. Осечка ВРЗ и победная серия БЧСборная УкраиныОлег Шайтанов: «У січні в нас спаринги з Іспанією, на початку лютого — зі Швецією» ИталияИталия-2021/22. Тур 5. «Падуя» увеличивает отрывСборная УкраиныЮлія Форсюк: «Відразу після фінального свистка до кінця не повірили, що змогли здобути омріяний результат»Лига чемпионов УЕФА«Ураган» у Кубку УЄФА 2011/12: як це булоПервая лига Перша ліга 2021/22. Зона Cхід. 2 тур. «ЗАПОРІЖПРОМГРУП» і «SkyUp» поки без втратПервая лига Перша ліга 2021/22. Зона Захід. 2 тур. «Любарт» зазнав другої поразки поспільЭкстра-лигаParimatch Екстра-ліга 2021/22. 8 тур. «Продексім» обіграв «Ураган» і наблизився до лідерівРоссияАлександр Попов: «Мы уверены в своих силах»ИспанияИспания-2021/22. Лучшие голы, комбинации и сейвы 3-го тураЧемпионат ЕвропыУкраїна вийшла у "Фінал чотирьох" Євро-2022: українська воротарка забила шалений гол

Дмитрий Камеко: «Будут «звезды», но не будет коллектива – результата не будет»

Главный тренер гомельского «БЧ» Дмитрий Камеко – о своей карьере, впечатлениях от работы белорусских тренеров в прошлом и сейчас, уходе из «Титана» и сплоченности коллектива

 

Новый наставник гомельских «железнодорожников» Дмитрий Камеко – личность весьма неординарная. За его спиной большой игровой опыт не только в украинских командах, но и за рубежом. Дмитрий в свои 34 года успел поиграть в Польше, Азербайджане, хорошо знаком своими выступлениями как игрок в белорусском «Лидсельмаше». Но об этом позднее. Сейчас Дмитрий возглавляет гомельскую команду «БЧ». И нужно сказать, у него это неплохо получается. По итогам первой половины гладкого чемпионата страны «железнодорожники» занимают четвертую строчку в турнирной таблице среди 15 команд. И если любители мини-футбола хорошо знакомы с игроком Камеко, то с тренером Камеко попытается познакомить белорусский журналист, тезка наставника – Дмитрий Степанец. В первой части большого интервью главный тренер «БЧ» рассказывает о своей карьере, впечатлениях от белорусского футзала, уходе из «Титана» и важности хорошего микроклимата внутри команды.
 

«Мог за неделю сыграть за пять команд»

 – Дмитрий Николаевич, традиционный вопрос для начала и завязки разговора, как пришли в футбол, с чего все началось? Насколько мне известно, начинали с любительского футбола «Орион».
– Я еще во второй лиге фигурировал. «Уголек» Димитров, вторая лига, большой футбол. До этого был «Будивел» в первой лиге, футзальный. В то время вообще куча команд была. Я вот засекал, тогда мог за пять команд сыграть за неделю. Ну, с учетом сборной института металлургической академии, днепропетровской, которую я закончил. Тот же «Орион» на область, «Интер» на город, «Будивел» – футзал, и еще где-нибудь «шабашки» какие-нибудь. На выходных в колхозах каких (смеется).
 
– Достаточно большой опыт у Вас. За плечами и выступление за сборные, легионерский опыт выступления за Азербайджан, Польшу, Беларусь. Давайте больше к последнему выступлению, за белорусскую команду. Не против?
– Нет, конечно, не против (улыбается).
 
– Что больше всего запомнилось, запало, может быть в память, во время выступления за белорусский «Лидсельмаш»?
– В Беларуси, если сравнить с Польшей и Азербайджаном, было проще. Не было языкового барьера. Плюс ко всему, уже был знаком с футболистами, с которыми играл, помогали мне адаптироваться в команде. В игре отличия большого-то не было. Белорусский футзал отличается от украинского, хотя бы своим подходом, который я, в принципе, не приветствую. Ну, по крайней мере, большинство команд белорусских работают по одной системе.

Специально оговорюсь – не хочу никого обидеть и уж тем более показаться этаким высокомерным снобом, но впечатления от работы большинства тренеров в белорусском футзале у меня тогда сложились примерно следующие.
 
Какие-то комбинации где-то «срисованные», где-то подсмотренные, попытка их воспроизведения, все это заучено и по рельсам выполняется, даже если эта комбинация туда идти не будет. Все равно, тренеры упорно ее требуют выполнять, мне это совершенно не нравилось и сейчас мною это не приемлемо. Это что касательно организации игры, а в целом адаптация, клуб с задачами на чемпионство, мы тогда не выполнили задачу. Третье место заняли. Сразу выиграли Суперкубок, в финале розыгрыша Кубка проиграли, я тогда не играл и Воронин, к сожалению, из-за перебора желтых карточек. Может быть, тогда все по-другому сложилось. У меня за плечами пять финалов Кубка и в преддверии Кубка сейчас, такой вопрос (смеется) хочется Кубок уже. Пять финалов и ни одного Кубка не выиграл.
 

«Благодарен руководителям «БЧ» за то, что дали спокойно работать»

– А как вообще появился вариант с «БЧ»?
– С «БЧ» получилось так. Я уехал из «Титана», привел команду к бронзовым наградам. Единственное, что там после полуфинальной серии с «Продэксимом», с чемпионом прошлогодним и этого сезона, мы вылетели из плей-офф, прекратили борьбу за чемпионство, т.е. у нас впереди были матчи за «бронзу» чемпионата. И вот тогда руководство попросило меня переподписать контракт, дать ответ буквально за сутки, причем с формулировкой, что в случае если я не подпишу, я не буду руководить командой в матчах за «бронзу», т.е. в серии матчей за третье место я фигурировать не буду. Этот подход меня, мягко говоря, расстроил и даже в какой-то степени возмутил. Я считаю, что это было слишком низко по отношению ко мне и к той работе, которую я проделал, со стороны руководства «Титана». Хотя, оно так проявляло себя и до меня и сейчас так же действует. Поэтому тут удивляться нечему.


Дмитрий Некрашевич

В итоге ребята доигрывали без меня, в матче за бронзу обыграли киевский «ХИТ», с которым мы провели недавно товарищеский спарринг. В общем, выиграли «бронзу», а уже в июне меня набрал представитель «БЧ» Дмитрий Некрашевич и предложил вариант сотрудничества. Хотя этот вариант был не один, долго мы переписывались, перезванивались и когда уже я приехал и приступил к работе, то все разложить по полочкам, образно говоря, не получилось. Пришлось, как говориться, с колес начинать работать. По большому счету до сих пор все раскладываю (улыбается).
 
– Вы сказали, что вариант с «БЧ» был не один, параллельно вели с кем-то тоже переговоры?
– Ну да, это всегда так (смеется). Были, конечно, варианты, правда, такие, очень далекие, я бы сказал. Ну не скрою, вариант с «БЧ» был более конкретным. С представителем мы уже более подробно обсуждали детали. И большую роль сыграла похожая ситуация с командой, т.е. тоже шестое место, вылет в четвертьфинале, почти один в один ситуация с «Титаном». Поэтому подход к ситуации, в плане адаптации, мне эта ситуация была на порядок ближе. К тому же, «БЧ» такой вариант, что вот вступили в переговоры, и они как-то продвигались, мы общались с представителем. Другие варианты они были на таком одном месте, топтание такое. Вот и все, Гомель, хороший город, знакомые люди. Особой адаптации мне не понадобилось, все комфортно, все отлично.
 
– Вы пришли в гомельскую команду и понимали, что Вам предстоит строить свое видение команды, видение игры, какие первые слова или действия были в адрес команды?
– Все еще началось до прихода в команду, в физическом плане (смеется). До прихода я созванивался с ребятами, собирал информацию, узнавал, что мне нужно, что нужно им. Да и сейчас общаемся на эту тему. Такой, демократичный тренер. Мне всегда интересно мнение футболистов. Вот сейчас они мне признаются, что тогда, когда я им говорил летом, они мне не сильно верили (смеется). Что мы будем бороться за высокие места, т.е. с первых разговоров я им говорил об этом, но они относились к этому не совсем серьезно (улыбается). Да-да, вот сейчас ребята признаются, что достаточно скептически относились к моим словам. Кстати, это подход белорусского футбола, футзала.

Опять же не в обиду будет сказано. В Беларуси все тренеры, руководители почему-то не верят в тренерский подход. Иными словами, они думают, кого мы возьмем в начале года – такой результат и получим. Такое ощущение, что тренеры – это такого рода спортивные директора, набирают футболистов и бьются за медали. Если он взял хороших футболистов, кто-то где-то распался, где-то деньги появились, удалось заполучить хорошего игрока за небольшие деньги, то успех гарантирован, и их работа на этом закончена. Да, они там какие-то тренировки проводят, но тренировки ради тренировок.
 
То есть веры в тренировочный процесс и то, что он даст свои плоды – нет. Тренерский подход к работе и воплощение идей на поле, к этому очень мало внимания и в это, прямо скажу – нет веры здесь. Это как раз та ситуация, к вопросу, когда я приехал в «Лидсельмаш». Это я видел тогда, когда приехал в Беларусь и сейчас по работе с командой, т.е. чувствуется разница по моей работе с остальными, хотя это будет не совсем скромно сказано. Возможно, мне так кажется. Может, я ошибаюсь.
 
– Вы делали первые шаги в построении команды, эти шаги были не совсем удачные, даже вспоминая тот же «Кубок Дружбы», организованный белорусскими железнодорожниками и который вероятно станет традиционным. Как на неудачи реагировало руководство, скажем так, этот период был своего рода лакмусовой бумажкой. Может быть, был дан карт-бланш новому амбициозному тренеру?
– (смеется) Как-как. Взяли человека на работу, ну нельзя ж судить сразу по первым матчам. Естественно идет перестроение команды. Может быть, ко всему эти травмы на старте и отсутствие игроков вызванных в сборную (Казак и Малышко) за свои сборные на студенческий чемпионат мира, дали какую-то скидку в глазах руководства. Не умаляю, конечно, и мои просчеты, возможно, таковые были. В общем, это сыграло на руку, и первые неудачи можно было списать на это. То есть мы проиграли не по той причине, что мало футболистов, многие травмированы, кто-то уехал в сборную, а потому, что мы на то время были не совсем готовы.
 
Мы должны выходить на поле в пять-шесть человек и организованно отыгрывать полностью матч, если система отработана и отлажена. Если не работает, то уже ничего не поможет и неважно, сколько у тебя людей. Были бы все люди на то время, я уверен, что был бы такой же результат, а то и хуже (смеется). Бежали куда-то сломя голову, били куда-то. Пока все это перестроилось, пока это вошло в ритм, система начала работать. Так что руководство клуба, нужно ему отдать должное, полностью понимало ситуацию.
 
Руководство мне ничего не говорило, не предъявляло претензий, т.е. дало спокойно работать. Очень благодарен ему за это. Постепенно нашли ту игру, скажем так – нашу игру. Ко всему жребий у нас был весьма серьезный, выпали там, на первые туры и «Столица», и «ВРЗ». С нашей тогдашней организацией игры нам было сложно с ними конкурировать, хотя по матчам так и не скажешь, это если визуально смотреть. Да, были и моменты, но я понимал, что это еще не то, не то, что я хотел бы видеть. Ну, и сейчас не идеал (хитро смеется). До идеала команде нужно еще идти и идти.
 

«Будут «звезды», но не будет коллектива – результата не будет»

– Многие склонны считать, что с Вашим приходом в команду у «БЧ» появился командный дух, у Вас получилось сложить коллектив. По крайней мере, за последние годы существования «БЧ» такого раньше не было. Для Вас это главное условие в тренерском видении и создании полноценной боевой команды?
– Это прежде всего. Это главное условие для достижения самых высоких результатов. Мало какие команды добиваются успеха и какого-либо результата, если нет живого организма в команде, это образное выражение (улыбается). К примеру, это ставилось и ставится в главную задачу любого из коллективов, в которых я играл где-то с 2007 года.

Вот я пришел в «Шахтер», одно упоминание чего стоит, зашел в раздевалку – коленки в какой-то степени дрожат, не в плане страха, а в плане того, что в составе заслуженные мастера спорта, звезды и я тут такой. В том «Шахтере» в команде было пять «заслуженных», которые были дважды вице-чемпионами Европы. То, как меня они приняли, для меня это было... Ну, просто больше шок, чем от того, что я буду играть в таком составе (смеется). То есть, сначала был шок от того, как это будет, а потом шок, когда зашел в раздевалку: «О, Димка, привет! Как дела? Давай сюда, тут есть местечко». Когда такие люди так принимают, ты понимаешь, что являешься частью этого коллектива, тогда ты осознаешь, что не имеешь права подвести этих людей. Эти люди, умудренные опытом, осознавали, что если они этого «желторотика» не примут, как положено, то в команде будет «разброд и шатание» и ничего хорошего не получится. Те команды, которые недооценивают статус коллективности в команде, взаимной выручки и поддержки, те мало чего добиваются.
 
Будет хорошая команда по игрокам, но не будет коллектива – не будет результата. У нас в Украине вот была ситуация с «Локомотивом», перед его распадом. Собрали в команду всех, сборная практически вся была. Я уехал в 2014, они на следующий год по накатанной выиграли чемпионат, а уже в следующем году «Энергия» их накрыла. Потому что в «Энергии» был коллектив, а в «Локомотиве» были группки, кучки, кланы и все… Хотя все говорили, что с таким составом «Локомотив» по любому возьмет чемпионство. Поэтому это важно, это очень важно. На коллективе строится все.
 
– Тренерская работа подразумевает под собой такую систему взаимодействий каких-то поощрений и наказаний. В «БЧ» такая система отлажена?
– (смеется) Вопросы мне такие задаете. Конечно, конечно у нас такая система есть. У нас и штрафы есть, возможно, до этого в команде такого не было, я не знаю, но теперь есть. Если штраф, то деньги не уходят из команды, остаются на какие-то нужды, бинты, помощь организационная, кому-то помочь и тому подобное.
 
– А поощрения?
– Поощрения? (улыбается). Зарабатывают премию. Поощрить мы можем как-то по-другому. Собраться вместе, поздравить, поддержать. Демократия у нас такая в коллективе (улыбается).

– Есть ли та личность, на кого Вы равняетесь или ориентируетесь в своей карьере?
– Ну, прям таких нету, чтобы там вот так равняться на него. Чтобы на кого-то равняться, нужно знать человека. Это как раз вдогонку к вопросу о коллективе. Я убежден, что в коллективе люди должны быть лояльны друг к другу, что ли. Человек может быть хорошим футболистом, но в коллективе он может быть плохим человеком. Нет-нет, плохих людей нет. Я немного перебрал в словах. Не совсем хорошим, скорее подойдет слово. Это нужно быть сверхкрутым футболистом и нехорошим человеком, чтобы можно было с ним решать какие-то задачи и добиваться результата. Это будут проблемы в коллективе, т.е. очень важно, чтобы люди были ЛЮДЬМИ, хорошими людьми. Масло масленое такое получилось, но это очень хорошо выражает суть.
 
Что касаемо моих кумиров, то их, скорее всего, нет. Есть люди, на которых я хочу и стараюсь равняться, это те люди, которые служат для меня примером, но и опять же это упирается в человеческие качества. Тот же подход к работе или по отношению к партнеру, отношение старшего к младшему или младшего к старшему. Вот так примерно. А так, чтобы на кого-то равняться за то, что он что-то выиграл, и при этом не знать как человека, то ты скорее преклоняешься перед его заслугами, а не перед ним.
 
Продолжение следует...

Во второй части – об эмоциях, педагогических приемах и принципах, объяснительной в АМФУ, предматчевой разминке и Гомельском парке...
 
Дмитрий Степанец специально для futsalua.org
Фото автора и Евгения Кравса

Похожие Новости

Комментарии:

Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставлять комментарии. Авторизуйтесь под существующим аккаунтом или создайте новый.

Futsalua © 2016-2021 Проект разработан командой Futsal Ukraine. Все права защищены.